Современные автомобили имеют множество электронных систем, предназначенных для упрощения управления транспортным средством и повышения безопасности водителя.
В отличие от механических, электронные системы характеризуются:
- возможностью изменения режима работы двигателя практически мгновенно и непрерывно (карбюраторы можно регулировать только до начала эксплуатации автомобиля);
- возможностью организации «обратной связи».
Датчик содержания кислорода («лямбда-зонд») устанавливается в выхлопном коллекторе. На основании информации, которую он предоставляет, компьютер определяет состав газов, при этом критическим является уровень содержания в них углеводородов СН, окислов азота и недогоревшего топлива. В различных государствах состав выхлопа жестко регулируется, при превышении установленных норм рабочая смесь корректируется (обедняется) процессором.
Именно ужесточение государственного контроля над содержанием вредных веществ в выхлопных газах стало причиной повсеместного распространения систем электронного управления двигателем.
Тем не менее существуют ситуации, когда ограничения по содержанию выхлопа игнорируются. Речь идет о старте двигателя, особенно холодное время года. Для этих целей в ПЗУ компьютера включены специальные программы запуска ДВС. Благодаря им сигналы датчика игнорируются, и в цилиндры подается обогащенная смесь. Кроме того, условия пуска двигателя в южных странах отличаются от условий пуска в северных, поэтому производители автомобилей настраивают процессоры для работы в различных климатических зонах.
Кроме способности подстраиваться под определенные режимы работы, современные электронные системы обеспечивают возможность применения прогрессивных способов подачи топлива – наиболее точных и экономичных.
В карбюраторных двигателях формирование рабочей смеси происходит в специальной камере впускного трубопровода. Далее готовая смесь (газообразная смесь паров бензина и воздуха) по впускному коллектору доставлялась к впускным клапанам. Недостатки этого процесса очевидны: неодинаковая дистанция до каждого из цилиндров (неодинаковые условия), оседание и накопление паров на стенках (особенной при пуске непрогретого двигателя), невозможность индивидуальной регулировки условий для каждого цилиндра.
Решить эти проблемы позволяет система впрыска топлива. Она была известна задолго до распространения автоэлектроники и широко применялась в дизельных двигателях. Решение же этого вопроса на бензиновых ДВС было неоправданно дорогим. Как только электронная компонентная база перешагнула определенную границу миниатюризации и надежности (в начале 80-х годов), началось повсеместное внедрение систем впрыска бензинового топлива.
Только применение микропроцессорного управления двигателем позволяет реализовать такую удобную и полезную функцию как «круиз-контроль». При поездках на длительные дистанции, особенно по монотонному шоссе, он позволяет нажатием клавиши перейти на постоянный режим движения с заданной скоростью. При этом можно убрать ногу с педали газа, так как топливо будет подаваться само по мере необходимости. После увеличения скорости, например, для обгона, двигатель сам плавно уменьшит поступление бензина для достижения заданного режима.
Оборудованный электронными системами автомобиль приобретает и много других полезных функций, например, может заводиться одновременно с открытием дверных замков и снятием режима «охраны» пультом дистанционного управления. Если водителей автомобиля несколько, существует функция персонализации рабочего места. При этом компьютеры управления параметрами салона настраиваются индивидуально под каждого человека. Автомобиль сам меняет углы наклона и высоту сиденья, положение рулевого колеса, включает радио на желаемом уровне громкости и настраивает его на любую частоту. Режим работы двигателя и коробки передач также может быть выбран («спортивный» или «комфортный» и т.п.).
Некоторые автомобили оснащены функциями, которые могут быть отнесены к рекламным и в то же время необходимым в критических ситуациях. Например, способность продолжать движение даже в пустыне при полной потере охлаждающей жидкости. Соответствующие датчики информируют об этом процессор, и он организует работу двигателя в нужном режиме. При этом мощность снижается до 30 %, а половина цилиндров отключается от подачи топлива и перегоняет воздух, охлаждая работающие. После некоторого промежутка времени пары меняются.
Запись ошибок и неисправностей, таких как засорившийся топливный фильтр или неисправный датчик температуры, помогает их быстрому поиску и устранению.
Для того чтобы поддерживать электронные системы автомобиля в исправном состоянии как можно дольше, необходимо следить за их техническим состоянием: вовремя диагностировать проблемы и сбои, проверять электроконтакты на предмет загрязнения и окисления.
Регулярная очистка электрических контактов может предотвратить бОльшую часть неисправностей электронных систем. Для этих целей используются специальные очистители, например, Molykote S-1002. Этот спрей обладает превосходной проникающей способностью и моментальным действием, устраняет масло, жир и пыль, снижает электрическое сопротивление клеммных соединений.
В дальнейшем, чтобы защитить электроконтакты от попадания грязи и влаги, в место разъема рекомендуется нанести смазку-герметик Molykote 111. Этот компаунд предназначен для герметизации и электроизоляции контактов. Особенно это актуально при эксплуатации автомобиля в экстремальных условиях бездорожья.