С появлением на российском рынке грузовых автомобилей и тяжелой техники, которая оборудована системой очистки выхлопных газов на основе технологии SCR (селективный каталитический нейтрализатор), стали возникать вопросы, связанные с эксплуатацией жидкости AdBlue.
Одной из главных трудностей являлась эксплуатация системы SCR в условиях русской зимы. Температура хранения AdBlue варьируется в диапазоне от -11 до +30 градусов. При температуре ниже -11 градусов раствор кристаллизуется. Основное опасение в таких условиях вызывала возможность расширения жидкости в системе и, как следствие – разрыв бака и полный выхода из строя SCR. Это утверждение является заблуждением, так как не расширяется как вода, поэтому системам SCR эта жидкость при замерзании не может нанести ущерб. К тому же, все системы SCR оснащены подогревом. Но в условиях российских зим, когда в отдельных регионах температуры могут достигать отметки ниже -30 градусов, эксплуатация автомобилей с SCR может доставлять неудобства, главными из которых является необходимость длительного прогрева и, как следствие, повышенный расход топлива.
Следующим неприятным моментом, который может возникать в процессе эксплуатации авто с SCR – это ограничение мощности двигателя. Зачастую с такой проблемой можно столкнуться, когда в баке закончилась жидкость AdBlue. Данная функция заложена в заводских настройках некоторых автомобилей и активируется, когда в выхлопных газах повышается допустимый уровень содержания оксидов азота. При этом крутящий момент уменьшается на 40%. Поэтому важно всегда иметь с собой дополнительную канистру оригинальной жидкости AdBlue. Этот фактор также рождает спрос на полное отключение подачи жидкости без потери мощности двигателя.
Еще одной причиной, по которой автомобилисты стремятся отказаться от системы SCR – это вероятность покупки некачественного раствора мочевины или полного отсутствия заправочного пункта. В Российской Федерации еще нет заправочных станций, которые бы продавали оригинальную жидкость AdBlue. В странах Европы, где к экологичности транспорта предъявляются высокие требования, такие колонки встречаются достаточно часто. В связи с тем, что в России качественный раствор мочевины можно приобрести только у производителей или у официальных дистрибьюторов, водители транспорта, где применяется эта система, стремятся облегчить задачу, и раз и навсегда отказаться от использования раствора мочевины.
Все вышеперечисленные причины могут доставить дополнительные хлопоты автовладельцам. Но безопасно ли для автомобиля отключение подачи раствора мочевины?
Технология селективной каталитической нейтрализации устроена очень сложно и продуманно. Поэтому не всегда получается ее корректно отключить. После отключения могут возникать серьезные ошибки, которые не только снизят мощность автомобиля, но и вообще исключат возможность передвижения на нем.
Также значительным минусом является то, что после вмешательства в систему механики не рекомендуют в течение какого-то времени осуществлять длительные поездки. Это вынуждает автовладельцев при отключении AdBlue ограничить свои перемещения и около 2-3 недель находиться на доступном расстоянии от сервиса, где производилось отключение.
Еще одной проблемой является выезд на территорию Европы, где особое внимание уделяется экологическим стандартам. При первой же остановке автомобиля дорожным инспектором выяснится, что автомобиль не соответствует требованиям экологических стандартов Евро-4 и Евро-5. Это может повлечь за собой депортацию авто и большие штрафы для его хозяина.
Помимо всего этого, отключение мочевины AdBlue – это дорогостоящая процедура, которая может повлечь еще большие затраты на ремонт вышедших из строя компонентов систем транспорта. Поэтому, в общем и целом, своевременный долив оригинального раствора мочевины и увеличенное время прогрева автомобиля оказываются все же выгоднее, нежели различные методы отключения каталитического нейтрализатора.